В московских торгцентрах покупателей еще меньше, чем посетителей

0 0

В московских торгцентрах покупателей еще меньше, чем посетителей

Магазины открылись без спроса

В отличие от других европейских столиц, в Москве открытие торгцентров после двухмесячного закрытия из-за пандемии COVID-19 пока не вызвало потребительского ажиотажа. Спрос сдерживают сохраняющиеся ограничения на передвижения и пессимизм потребителей в отношении будущего роста доходов. На этом фоне трафик, восстановившийся в некоторых торгцентрах в первый день открытия, носит скорее экскурсионный характер.

В Москве 1 июня после двухмесячного перерыва открылись торгцентры. Как пояснил “Ъ” вице-мэр столицы Владимир Ефимов, суммарно возобновили работу 47 тыс. магазинов и 9 тыс. компаний, работающих в сфере бытового обслуживания, а на работу вернулись 305 тыс. сотрудников, занятых в розничной торговле.

Аналитики «Магазина магазинов» предполагают, что за два минувших месяца ограничений в работе российские торгцентры могли совокупно потерять до половины арендных платежей, или более 30 млрд руб.

При этом общий объем качественной торговой недвижимости в стране составляет 24 млн кв. м.

Руководитель департамента исследований Cushman & Wakefield Татьяна Дивина отмечает, что формально в Москве в апреле—мае и так работали 80–90% торгцентров: это объекты, где оставались открытыми продовольственные супермаркеты и зоомагазины, аптеки, салоны связи, банки, работающие на вынос заведения общепита. Но Shopping Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м) сохранялся на уровне 25–30% от значений за тот же период прошлого года. Сейчас, по словам госпожи Дивиной, речь идет скорее о расконсервации дополнительных зон в объектах. На этом фоне, по мнению эксперта, в первую неделю работы посещаемость объектов будет составлять лишь 50% от докризисных значений, а после снятия ограничений на перемещения по городу вырастет до 60–70%.

В московских торгцентрах покупателей еще меньше, чем посетителей

Мы открываем непродовольственную торговлю, но при этом преждевременно отменять масочный режим и социальное дистанцирование.

Ведущий аналитик «Магазина магазинов» Ярославна Шилова также ждет, что в июне трафик будет на уровне 50–70% от докризисных показателей. О полноценном восстановлении, по ее мнению, можно говорить лишь после открытия фитнес-клубов, салонов красоты, развлекательных зон, кинотеатров и фудкортов.

Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева объясняет, что такая динамика в целом соответствует европейской, где посещаемость устанавливается на уровне 40–70% от докризисных значений. Однако в первые дни открытия торгцентров в Европе трафик оказался очень высоким из-за отложенного спроса.

Как изменилось поведение покупателей и продавцов во время пандемии

Московские объекты скачка не заметили. Ритейлеры начали работать, но продаж пока фактически нет, говорит управляющий партнер RedStone Индира Шафикова. Эксперт связывает низкую активность покупателей с продолжающим действовать в Москве пропускным режимом. «Ситуация парадоксальная: в Подмосковье, где пропуска отменили, все объекты закрыты, в то же время в Москве, где передвижения ограниченны, все работает»,— рассуждает она. Трафик пока носит скорее экскурсионный характер, добавляет управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов. «Из-за потребительской неуверенности люди пока не готовы делать необязательные покупки»,— считает он.

Ритейлеры настроены более позитивно. Так, в Leroy Merlin заявили “Ъ”, что 1 июня с открытием всех магазинов их трафик вырос вдвое по сравнению со значениями мая, когда работу продолжали только несколько центров. В OBI также отмечают заметный рост потока покупателей, указывая, что многие клиенты соскучились по традиционному шопингу. Кроме того, часть популярных магазинов просто еще не работает: так, IKEA планирует запустить только две точки и не раньше 3 июня, в этот же день обещает открыть магазины Uniqlo.

Роста потока госпожа Шафикова ждет лишь после возвращения возможности свободно передвигаться по городу. Она добавляет, что торгцентры продолжают нести убытки: им пришлось не только пойти на значительные уступки арендаторам, но и в среднем на 10% увеличить затраты на клининг из-за новых санитарных требований.

Эксперт полагает, что по итогам кризиса не откроются минимум 5% магазинов в торгцентрах, чаще всего сложности возникают у небольших компаний.

Крупные федеральные сети пока просто откладывают открытия своих точек продаж, опасаясь дальнейших ограничений на работу торгцентров.

Во что превратятся шопинг-центры после пандемии

Управляющий директор «Миэль» Александр Москватов соглашается, что двухмесячная остановка работы существенно сократила доходы владельцев, которые идут на оплату аренды и зарплаты сотрудников, это неминуемо привело к закрытию части торговых точек, в некоторых случаях потребовалась ликвидация бизнеса. «Открытие офлайн-магазинов увеличит выручку, но не окажет моментального волшебного действия на рост прибыли»,— заключает он.

Александра Мерцалова, Халиль Аминов, Никита Щуренков

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

17 + 8 =